rubeenfrdeitpl

search
A+ A A-

Интернет-кейс вожатого

alena

 

АНКЕТА

участника районного

конкурса лидеров «Супер Тройка» среди членов ОО «БРПО», для старшего вожатого пионерской дружины

 

п/п

Сведения о конкурсанте

1.

Фамилия

Марченко

2.

Имя

Алёна

3.

Отчество

Леонидовна

4.

Дата рождения

полных лет

22.02.1988, 30 лет

 

5.

Контактный телефон (код оператора)

+375 33 353 97 92 (мтс)

6.

Контактный e-mail при наличии

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

7.

Образование

БГУКИ, высшее

8.

Дата окончания

2016

9.

Место работы

(полное название учреждения)

ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени гимназия №50 г.Минска»

10.

Почтовый адрес с указанием индекса

г. Минск, ул. Киселева, д.9,
220029 Республика Беларусь

11.

Должность

педагог-организатор

12.

Общественная должность

вожатый дружины

13.

Педагогический стаж

3,5 года

14.

Стаж в должности

2,5

15.

Стаж работы в ОО «БРПО»

1,5

16.

Педагогическое кредо (вожатого)

Всё будет хорошо!

17.

Список имеющихся публикаций с указанием на источник и сроки опубликования

Пока нет

18.

Сведения об участии в профессиональных конкурсах, сроки проведения, результативность

-

19.

Сведения об участии в экспериментальных / инновационных проектах

Участие не принимала

20.

Сведения о предоставленных грантах, наградах (название, дата присуждения)

Пока нет

21.

Личная дополнительная информация (по усмотрению конкурсанта)

-

 

С Положением о проведении республиканского конкурса
«Супер Тройка» ознакомлен и согласен.

ознакомлена

22.

Дата заполнения

29.01.2019

23.

Подпись

 

           

 

 

 

 АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Марченко Алёна Леонидовна, родилась 22 февраля 1988 года, в городе-герое Минске. В школу пошла в 1995 году. За время учёбы занималась в центре дополнительного образования в студии рукоделия (вязание, вышивка). Занималась бальными танцами в ДК «Железнодарожников». В 2007 году закончила Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности культуролог (менеджер социальной и культурной сферы). За время учебы состояла в профкоме студентов. Сотрудничали с детским социальным приютом. Активно занимались организацией творческих мероприятий, концертов. После окончания университета работала с детьми, имеющими особенности в развитии. Долгое время работала в Минском суворовском военном училище.

Педагогом работаю 2 года. Педагогом-организатором 3,5 года.

Увлекаюсь велоспортом.

Эссе "Путь к успеху"

Педагог – это человек, который каждый день учит простым жизненным истинам: доброте, любви, дружбе; воспитывает у ребенка лидерские качества: ответственность, целеустремленность, активность. Объясняет, как вести себя в обществе: быть вежливым и благоразумным, как быть коммуникабельным, энергичным, добросовестным и отзывчивым человеком!

Вожатый - это профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, потому что это призвание, состояние духа. Вожатый всегда рядом с детьми. Вожатый в детском коллективе - духовный наставник детей, формирующий их мировоззрение.          Вожатый – это строгий воспитатель и родные, папа и мама. Вожатый – это и взрослый, и ребенок одновременно. Это работа заставляет нас оставаться детьми. Жить с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем и открытой душой. Нам доверено самое дорогое: жизнь, здоровье, воспитание юного поколения. Это почетно быть во главе ребячьего коллектива, быть вперед смотрящим! Почетно, но трудно! На нас равняются, с нас берут пример, поэтому много надо уметь, надо многому учиться!  

Я никогда не думала, что моя работа будет связана с детьми. Я видела себя во всех сферах профессиональной деятельности, но не в образовании. В какой бы сфере я не работала, все дороги вели меня к детям). Но, видимо, где то наверху всё решили за меня. И с тех пор как я начала работать с детьми (МСВУ, социальный центр, гимназия), я поняла, что это моё. Для меня работать с детьми это каждый день получать огромное количество положительных эмоций, энергии, сил. Это развитие своих творческих способностей, учится у них (дети 21 века – это огромный источник новых знаний), открытие в себе новых возможностей. Я благодарна своим детям, что они открыты для меня, доверяют мне и всегда готовы мне помочь! Мои ребята САМЫЕ ЛУЧШИЕ!!!

Главное, я считаю, стать знающим свое дело, любящим детей, их старшим другом, хорошим специалистом. Нести в детский коллектив жар своего детства, высокую нравственность, ум, талант, волю, славные традиции нашей Родины.

super3

super31

super32

super33

super34 

alena1

alena4

alene5

alena3

alena2

ГУО "Ордена Трудового Красного Знамени гимназия №50 г. Минска"

Центрального района.

 

 

 

Проект

Формирование правовой культуры учащихся

старших классов гимназий

Авторы проекта:

Марченко Алёна Леонидовна

Гайдук Татьяна Ивановна

педагоги-организаторы

 ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени

гимназия № 50 г. Минска»,

Координатор проекта:

Федосова Виктория Николаевна,

педагог социальный

ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени

гимназия № 50 г. Минска»

Минск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ………………..3

1. ПРОГРАМНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГИМНАЗИИ……………………………………………………………………. 6

1.1    Программа формирования правовой культуры учащихся старших классов гимназии………………………………………………………………. 6

1.2    Учебно-методическое обеспечение процесса формирования правовой культуры старшеклассников……………………………………………………11

1.3    Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………...14

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………25

Актуальность темы, обоснование проблемы.

  Каждый человек, живущий в  обществе, включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества отступить нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру.

Культура – это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание граждан. Формирование правовой культуры является условием социального прогресса, гарантирует высокий уровень эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности.

     В настоящее время особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина. Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. В таком восприятии право предстаёт в виде айсберга, меньшая часть которого видима, а большая скрыта под толщей воды.

Являясь связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого она рассчитана, правомерное поведение в совокупности является воплощением правового порядка в обществе, без которого невозможно развитие цивилизованной демократии и стабильного функционирования всех социальных сфер. Вопросы правопорядка имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. В связи с необходимостью обеспечения указанных задач очень важной  в системе ценностей  общества выступает уровень правосознания общества. В качестве основной цели развития правосознания является формирование правовой культуры молодежи: от того, насколько глубоко освоены человеком такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано в правовом отношении общество, и зависит уровень правовой культуры.

  В настоящее время в педагогической науке содержание правового образования школьников определяется с учетом тех коренных изменений, которые происходят в обществе. Данный подход, который определен новыми социальными и социально-педагогическими условиями в  образовании, определяет особую значимость решения задачи создания условий для формирования правовой культуры граждан и развития системы правового образования населения. Решение этой насущной социально-педагогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы учащихся. Практика изучения прав человека и знакомство учащихся с этой областью знаний в учреждениях образования распространены, но не всегда преподносятся на достаточно высоком уровне.

Так как целью данного проекта является определение правовой культуры общества и способов её формирования в условиях гимназии через создание и апробацию программы формирования правовой культуры, то для достижения цели следует рассмотреть правовые концепции такого явления, как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования.

Цель  - определение теоретических оснований правовой культуры, путей и способов её формирования в условиях гимназии посредством реализации программного и учебно-методического обеспечения; создание оптимальной развивающей и обучающей среды для формирования правовой культуры старшеклассников.

Задачи:

1. Уточнить сущность понятия «правовая культура», раскрыть ее структурные компоненты.

2. Определить критерии и показатели уровня правосознания учащихся старших классов.

3. Разработать программы и учебно-методическое обеспечение процесса формирования правовой культуры старшеклассников в условиях гимназии.

4. Определить условия эффективности процесса формирования правовой культуры учащихся старших классов.

Этапы реализации проекта

1.     Подготовительный, теоретический (сентябрь - декабрь 2016)

2.     Основной, практический (январь – май 2017)

3.     Заключительный (сентябрь – декабрь 2017)

Задачи проекта:

1)        повышение уровня общей и правовой культуры старшеклассников с помощью использования различных форм и методов педагогической деятельности;

2)        формирование высокого уровня правосознания учащихся старших классов;

3)        развитие творческих детских инициатив посредством применения интерактивных форм с использованием технологий развития коммуникативного общения в педагогической деятельности.

Учебно-методическое обеспечение процесса формирования правовой культуры учащихся старших классов гимназии включает:

- программы (работы кружка «Юные друзья милиции», деятельности волонтерских групп);

-    учебные задания;

-    упражнения, тесты;

-    тренинги с элементами интерактивной игры;

-    уроки-диспуты, уроки-проекты, тематические конференции, семинары;

-    организационно-деятельная игра, театрализация.

Одной из задач данного проекта является определение условий реализации программ по формированию правовой культуры учащихся старших классов гимназии.

1.     ПРОГРАМНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГИМНАЗИИ

1.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГИМНАЗИИ

Программы предполагают деятельность самих учащихся, направленную на взаимодействие со сверстниками, которая должна отвечать следующим требованиям:

-направленность на развитие;

-усиление позитивных отношений со сверстниками и позитивных моделей поведения;

-развитие навыков коммуникативного общения;

Реализация программ создает определенные условия, в которых формируются основы правовой культуры. Уровень развития правовой культуры гимназистов-старшеклассников определяет уровень развития правосознания каждой отдельной личности.

На основе теоретического анализа и результатов исследования с использованием анкетирования, открытого наблюдения, опросов классных руководителей,  диагностической методики неоконченных предложений  были определены следующие критерии и показатели уровня развития правосознания учащихся:

- правовая компетентность;

- отсутствие правонарушений и преступлений, совершенных учащимися;

- участие в городских, районных акциях, школьных мероприятиях по правовому воспитанию (учащиеся являются носителями правовой информации в среду сверстников);

- профессиональное самоопределение (выбор профессий юридического, правоохранительного профиля).

Целесообразно охарактеризовать ряд важнейших методологических принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации проекта по формирования правовой культуры учащихся.

Сущность принципа гуманизма состоит в отношении к человеку как высшей ценности без различия его социального статуса, национальности, вероисповедания, признания его социальных, гражданских, национальных прав и свобод, таких как право на образование, труд, устранение беспокойства выпускников школ за завтрашний день, за получение профессии и достижения положения в обществе.

Принцип научности обеспечивает развитие у гимназистов самостоятельности мышления с опорой на диалектику познания, на сущность новейших открытий в области правовых  дисциплин, истории и обществоведения  с более широкими обобщениями, с социальной картиной мира, деятельностью человека.

В соответствии с принципом индивидуального подхода программа предусматривает решение задачи – помочь учащемуся нарабатывать собственные техники, навыки, необходимые в построении им собственного образа через осмысление жизненной траектории в процессе социализации.

Принцип связи теории с практикой способствует проявлению самостоятельности личности в различных видах деятельности с учетом профессиональной направленности, духовных интересов и потребностей, создания благоприятных социально-психологических условий и нравственного климата для утверждения человеком своих мотивированных, мировоззренческих позиций и жизненных планов

Учащиеся стремятся реализовать себя в реальной общественной жизни. Создание условий для их активной включенности  в социальные отношения и возможность их влияния на развитие этих отношений позволяют повысить уровень правового сознания каждой личности.

Принцип возрастного подхода в обучении и воспитании основан на учете психологических, физиологических, интеллектуальных и других индивидуальных особенностей детей разного возраста. Учитывая тот факт, что структурные компоненты программы разработаны в строгом соответствии с возрастными особенностями учащихся, сама программа направлена на позитивную социализацию старшеклассников.

Принцип учета новых тенденций в функционировании общества предусматривает  анализ общественных явлений, в том числе в системе образования, воспитания и развития личности в динамике исторического времени, в преемственных, традиционно важных связях прошлого, настоящего и будущего, принимая во внимание положительные тенденции, противоречия, недостатки. Принцип предполагает учитывать изменения  приоритетов, ценностей в обществе, ведущих тенденций в социокультурной сфере, обосновывая возможность их изменения в лучшую сторону.

Принцип партнерства и развития детских инициатив предполагает признание мнений, интересов каждого участника педагогического процесса, педагогическое поощрение активного участия гимназистов  в подготовке и проведении мероприятий, развитие навыков коммуникативного общения учащихся.

Принцип системности - этот принцип предполагает единство и целостную совокупность образования, воспитания и развития личности, формирования ее мировоззрения: взглядов, убеждений, идеалов, определяющих духовность, ценностные ориентации в мире человеческих отношений, образования, культуры и труда. Системный подход позволяет рассматривать объект с двух позиций: в соотнесении объекта с внешним окружением, со средой и путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, функций, свойств и их места в рамках целого.

Деятельность по формированию правовой культуры ориентируется на следующие сферы: учебное заведение – лидеры общества (БРСМ, ученическое самоуправление) – социум – СМИ.

В предлагаемом проекте следует выделить два направления повышения уровня правосознания учащихся.

Первое направление – расширение круга личностно-значимых проблем. В его основе лежит развитие системы ценностей личности и представлений личности о своих возможностях и сфере ответственности за собственное саморазвитие и поведение. Расширение круга личностно-значимых проблем является фактором развития учащихся как субъектов целеполагания, способных определить цели своей деятельности и способных выдвигать перед собой социально значимые цели.

Второе направление  – расширение круга средств решения значимых для личности проблем. Такое расширение происходит по трем линиям:

- расширение образовательного пространства;

- расширения познавательной базы решения проблем, связанных с правовыми знаниями, на основе освоения «межпредметных» связей;

- овладение универсальными методами, применимыми в практической деятельности.

Реализация определенных компонентов проекта в условиях гимназии осуществляется с учетом трех уровней:

Информационный уровень представляет собой комплекс определенной информации, форм, методов, технологий по ее презентации и усвоении;

Имитационно-эпизодический уровень направлен на активное усвоение информации и стратегий поведения на более высоком уровне восприятия через игровое или имитационное упражнение в интерактивной форме;

Имитационно-практический уровень предполагает создание обучающего жизненного пространства, заставляющего учащихся проектировать и усваивать многовариантные стратегии гражданской ответственности. Все компоненты системы взаимосвязаны  между   собой.   Кроме того,    каждый  из  них   предполагает дальнейшее развитие (к примеру, усвоение информации предусматривает развитие определенных практических навыков и применение ее в дальнейшей деятельности).

На каждом  уровне в ходе реализации проекта   применяются определенные формы и методы педагогического воздействия:

На информационном уровне используются лекции, беседы, дискуссии, диспуты, текстовые сообщения на правовые темы. Учащиеся получают информацию по нравственно – этическим, юридическим вопросам, имеют возможность познакомиться с теми, кто способен оказать им поддержку в кризисных, конфликтных ситуациях (педагоги, психологи, участковый инспектор ИДН, работники правоохранительных органов, приглашенные юристы).

На имитационно-эпизодическом уровне применяются такие формы и методы, как ролевая игра, сюжетно – ролевые задания, ток – шоу, упражнения, основывающиеся на имитации ситуаций реальной жизни и предполагающие самостоятельное решение участниками возникших проблем. На этом этапе гимназисты отрабатывают навыки применения различных знаний в практическом аспекте, учатся искать выход в смоделированных жизненных ситуациях, приобретают навыки принятия решений и ответственности.

На имитационно – практическом уровне формы и методы педагогического воздействия включают мероприятия, имитирующие в учебном заведении ситуации реального мира с его реальными условиями и законами: самоуправление в гимназии, его органы и система работы, деятельность Клуба Юных друзей милиции и принятие специальных регламентирующих документов, обеспечивающих практические возможности этой организации. Учащиеся получают подкрепление в обыденных жизненных условиях практике  сосуществования  на   основе  ответственного  отношения  к  своим собственным правам и соотнесению их с правами окружающих,     у молодых людей формируются навыки жизнедеятельности в гражданском обществе.

Методы и формы работы, используемые в проекте:

1)метод индивидуального изучения литературных источников, пополняющий знания подростков по правовым вопросам, изучение периодических изданий;

2)технология коллективной мыследеятельности по развитию нравственных ценностей, семинары – брифинги, уроки – проекты, уроки – диспуты, тематические конференции;

3)организационно - деятельностная игра, ролевая игра, лекция, беседа, дискуссия, консультирование, наблюдение, тренинг, посредничество (взаимодействие учреждения образования с правоохранительными и правозащитными органами, высшими учебными заведениями и пр.

1.2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Разработанный проект  предполагает использовать учебно-методическое обеспечение формирования правовой культуры старшеклассников, включает следующие направления деятельности.

1.     Деятельность кружка "Юные друзья милиции".

В гимназии действует кружок «Юные друзья милиции», деятельность которого направлена на пропаганду правовых знаний, профилактику противоправных действий среди учащихся, оказание помощи педагогам и инспектору ИДН в поддержании общественного порядка в учреждении образования.

Задачи деятельности кружка:

-пропаганда правовых знаний;

-деятельность по поддержанию правопорядка в гимназии;

-шефство над учащимися 5-8-х классов, требующих повышенного педагогического контроля;

-дежурство во время проведения в гимназии массовых мероприятий, помощь педагогам;

-участие в организации досуга и спортивных мероприятий в гимназии;

-помощь социальному педагогу в проведении профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, преступлений, наркомании, алкоголизма.

Содержание и формы работы кружка:

а) изучение истории белорусской милиции и других правоохранительных органов, материалов о героизме и мужестве; демонстрация презентаций, подготовленных учащимися;

б) изучение правовых норм, правил поведения и других основных правовых актов, регламентирующих поведение несовершеннолетних;

в) осуществление правовой пропаганды среди сверстников, подготовка и проведение массовых мероприятий («Правовой брейн-ринг», ток-шоу «Знай свои права» и др.);

г) оказание помощи педагогам в проведении тематических классных часов, конкурсов и других мероприятий, закрепляющих знания учащихся по правовым вопросам;

д) шефская деятельность (привлечение учащихся, имеющих склонность к противоправным действиям, к участию в различных видах общественно-значимой деятельности, в спортивных и просветительских мероприятиях, разъяснение им правил поведения в обществе и основ правовых норм).

2. Деятельность лидеров ученического самоуправления – выступление учащихся на информационных часах (блок «Правоведение»).

3. Деятельность волонтерских групп (направление – правовое просвещение). Организовывая работу волонтерских групп, мы предоставляем старшеклассникам возможность проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, что, в свою очередь, позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. «В  условиях коллективной жизни поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, коллективами, членом которых он является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта поведения, имеющая коллективные цели и мотивы... Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо, когда действие приобретает характер поступка, т.е. личностно значимого аспекта, контролируемого системой принятых в обществе норм...» [53, с. 520]. Активная позиция гимназистов способствует более глубокому осознанию и усвоению ими правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Неоспорим тот факт, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятельность, а только такая, которая организована педагогически правильно. Важнейшими условиями педагогически правильной организации волонтерской деятельности старшеклассников являются создание положительного эмоционального отношения к ней учащихся, раскрытие ее общественной значимости, интересное и полезное содержание самой деятельности. Гимназисты, используя свои творческие способности, самостоятельно готовят свои выступления, подбирая необходимую информацию и определяя, в какой форме она будет лучше восприниматься сверстниками. Волонтеры включают в свои выступления презентации, фрагменты из песен, стихотворений, актерские номера, оказание конкретной помощи людям.

4. Проведение месячников правовых знаний (комплекс мероприятий по правовому воспитанию учащихся) два раза в течение учебного года. Приложение

5. Взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями (инспектор ИДН, представители милиции, курсанты Академии МВД); организация лекций, бесед, диспутов с учащимися на правовую тематику.

6. Проведение классных часов, информационно-развивающих занятий по правовой тематике в старших классах как одной из форм закрепления правовых знаний учащихся (ответственные – классные руководители).

7. Уроки обществоведения, истории. В старших классах гимназии учащиеся в определенной системе предметного обучения овладевают основами наук об обществе и человеке, усваивая ведущие исторические, нравственные, правовые идеи и понятия, что является научной основой формирующегося самосознания, мировоззрения молодого гражданина. Содержание учебного курса обществоведения 11 класса включает темы, связанные с правом.

8. Профориентация учащихся (взаимодействие с преподавателями, студентами юридического факультета БГУ,  курсантами Академии МВД       г. Минска).

От того, как организовано правовое воспитание учащихся, во многом зависит их жизненное самоопределение. В процессе правового воспитания укрепляется способность молодых людей правильно ориентироваться и верно поступать в сложной ситуации. Целенаправленное правовое воспитание способствует полноценному развитию правосознания личности.

1.3                АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Основными компонентами результата, к которому приводит реализация программы формирования правовой культуры гимназистов, являются информационно-правовые знания, правовые умения, навыки и компетенции, а также нравственная культура и высокий уровень правового сознания молодых людей. Высокая компетентность учащихся – это уровень правовой образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе правовых теоретических знаний (на основе использования научных понятий, принципов, юридических законов и т. д.), сформированных нравственных ценностей и устойчивого мировоззрения.

Проект  (формирование правовой культуры учащихся старших классов) была апробирована в гимназии №50 г. Минска (сентябрь 2016 г. - декабрь 2016 г.)

Для того чтобы определить «поле» правового воспитания учащихся в контексте констатирующего эксперимента (сентябрь 2016г.) нами был проведен анкетный опрос учащихся 9-11-х классов, в котором приняли участие 85 человек. Анкета включала 17 вопросов (см. Приложение). Анализ ответов респондентов позволил получить представления о таких компонентах их правового сознания, как правовая информированность, правовые установки и ориентации, определить, на каком уровне находится их правовая культура. По результатам проведенного анкетирования были выявлены следующие показатели:

 количество учащихся (%), правильно ответивших на вопросы 1-13:

1.  96%  - Что такое аморальный поступок?

2.  56% - Кто устанавливает вину и признает человека виновным?

3.  81% - Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

4.  64% - Какая ответственность предусмотрена за употребление алкогольных напитков несовершеннолетними?

5.  50% - С какого возраста наступает уголовная ответственность?

6.  21% - Какие вопросы может рассматривать КДН?

7.  34% -Является ли распространение или передача наркотических средств несовершеннолетними юридически наказуемой? Виды наказания.

8.  15% - Какова функция органов опеки и попечительства?

9.  90% - Какова функция адвоката?

10. 45% - Что включает понятие «политические права»?

11. 36% - Что такое социальные права?

12. 47% - Что входит в понятие «гражданские права»?

13. 5% - Назовите причины наступления уголовной ответственности.

На вопрос «Влияют ли на формирование ваших убеждений встречи с работниками правоохранительных органов?» положительно ответили 17% учащихся. Отвечая на вопрос «Откуда в первую очередь получена Вами правовая информация?», 45% учащихся выбрали СМИ, 29% учащихся выбрали ответ «учебное заведение», 19% респондентов получают правовую информацию из иных источников, 7% гимназистов получают информацию в семье. 78% учащихся считают необходимым повышение уровня своей правовой культуры.  Проведенное анкетирование подтвердило недостаточный уровень информированности учащихся по правовым вопросам.

Анализ результатов исследования продемонстрировал низкий уровень правовой компетенции респондентов, неглубокие и поверхностные знания учащихся по правовым вопросам. Выявлено, что только 56% участников смогли дать четкое определение таким понятиям, как «правонарушение» и «преступление» (7, 8). Правильные определения «закона» (1) дали 55%  гимназистов, и 44% старшеклассников верно определили виды юридической ответственности (12), Уголовной ответственности (2). Верные представления об Административной ответственности (11, 5) имеют 40% учеников. Определенную трудность для учащихся составляет объяснение понятия «мораль» (9), только 38% участников мыслили в правильном направлении. Кроме того, учащиеся не имеют четких представлений о том, какие вопросы решает ИДН (10) – правильные ответы у 32% гимназистов. Респонденты с трудом определяли различия между «обвиняемым» (6), «подсудимым» (4) и «осужденным» (3) – только18% респондентов ответили правильно. Только 15% учеников знают, в чем состоит суть «презумпции невиновности» (13), и 10% участников эксперимента смогли перечислить все социальные права граждан (4).

Кроме анкетного опроса, в процессе констатирующего эксперимента мы предложили учащимся опрос – ранжирование (см. Приложение). На вопрос  «Почему, по Вашему мнению, молодежь совершает поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы» большинство учащихся  выбрали ответы «недостаточность знаний об ответственности за свои действия» (57%), «стремление к сильным впечатлениям» (54%) и «стремление к самоутверждению» (48%). При этом некоторые участники эксперимента убеждены, что основной причиной совершения противоправных действий можно считать «неблагополучную ситуацию в семье» (44%) и  «конфликты с родителями, отсутствие взаимопонимания с родителями» (40%). В конце списка следуют ответы «отставание в учебе» (7%), «наличие заболеваний или психических отклонений» (6%).  Данное исследование подтверждает необходимость осуществления качественного правового просвещения учащихся для предупреждения совершения ими правонарушений и преступлений.

Таким образом, комплексный анализ данных констатирующего эксперимента показывает, что уровень знаний учащихся старших классов по правовым вопросам недостаточно высок и качественен и не выходит за рамки информации, полученной на уроках. Следует также отметить, что недостаточность правовых знаний несовершеннолетних может привести к совершению противоправных действий.

В соответствии с принципом индивидуального подхода программа формирования правовой культуры учащихся старших классов предусматривала решение задачи – помочь воспитанникам нарабатывать собственные техники, навыки, необходимые в построении ими собственного образа через осмысление жизненной траектории в процессе социализации.

Суть правовой культуры личности можно выразить следующей формулой: знать – уважать – соблюдать (требования законов). Наиболее интересными для учащихся являются интерактивные формы пропаганды правовых знаний в контексте волонтерской деятельности в гимназии. К таким видам пропаганды относятся проводимые волонтерами агитбригады, интерактивные игры «Правовой эрудит», «Суд над наркоманией»,  «Не преступи черту!»,  «Знание законов обязательно!», «Вечеринка без алкоголя»,  «Преступление и наказание». Самое важное в этой деятельности – это то, что сами подростки являются активными участниками этих мероприятий, которые приобретают действительно массовый размах.

В контексте уточняющего эксперимента в период (сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г.) в гимназии №50 была апробирована программа формирования правовой культуры старших школьников, которая включала следующие направления деятельности:

 - организация лекций на  правовую тематику для гимназистов старших классов;

 - работа кружка «Юные друзья милиции»;

 - работа волонтерских групп под девизом «Молодежь -  ресурс общества»;

 - проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание государственной символики, конституционных прав и обязанностей гражданина РБ; прав ребенка и др.;

 - создание правовой игры «Преступление и наказание», «Правовой эрудит»;

 - организация мероприятий социальной направленности с участием подростков;

 - организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками;

 - организация шефской деятельности учащихся;

 - проведение мероприятий в рамках месячников правовых знаний;

 - выступления волонтерских групп на классных часах;

 - проведение конкурса плаката по теме «Наркомания – путь к преступлению», «Не преступи черту» среди учащихся старших классов.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы после запуска программы формирования правовой культуры показал следующие результаты. В период с января 2017 г. по май 2017 г. с учащимися 11 «А», 11 «Б», 11 «В»,11 «Е», 9-х классов проводились мероприятия в соответствии с разработанным проектом. В мае 2017 года (в контексте сравнительного эксперимента) была проведена анкета для учащихся 11 «А», 11 «Б», 11 «В», 11 «Г», 11 «Д», 11 «Е»; результаты анкеты показали, что уровень правовой культуры у гимназистов 11 «А», 11 «Б», 11 «В», 11 «Е» значительно выше, чем у учащихся, не участвовавших в мероприятиях, предусмотренных в проекте.  Анализ информации о поступлении выпускников гимназии №50 в ВУЗы выявил, что 11 %  юношей и девушек выбрали специальности, связанные с юридической и правоохранительной деятельностью.

Для проведения исследования нами были определены критерии уровня развития правосознания личности, к которым относятся:

- сформированная система морально-нравственных ценностей;

- правовые знания, высокая степень информированности о юридических нормах, об основных принципах правовой системы, понимание общественной сущности права, его необходимости;

- правовые убеждения, внутренняя потребность личности к соблюдению законов;

- умение использовать правовые знания на практике;

- социально-правовая активность личности, потребность граждан помогать правоохранительным органам;

- наличие выраженного стремления к правовому самообразованию и самовоспитанию.

Среди учащихся (количество 85 человек) старших классов гимназии
№ 50, участвовавших в эксперименте, было проведено анкетирование (см. Приложение) в мае 2011 г. По результатам проведенного анкетирования были выявлены следующие показатели:

количество учащихся (в %), правильно ответивших на вопросы 1-13:

1. 98%  - Что такое аморальный поступок?

2. 97% - Кто устанавливает вину и признает человека виновным?

3. 100% - Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

4. 98% - Какая ответственность предусмотрена за употребление алкогольных напитков несовершеннолетними?

5. 97% - С какого возраста наступает уголовная ответственность?

6. 85% - Какие вопросы может рассматривать КДН?

7. 98% -Является ли распространение или передача наркотических средств несовершеннолетними юридически наказуемой? Виды наказания.

8. 79% - Какова функция органов опеки и попечительства?

9. 98% - Какова функция адвоката?

10 .85% - Что включает понятие «политические права»?

11.67% - Что такое социальные права?

12.92% - Что входит в понятие «гражданские права»?

13.86% - Назовите причины наступления уголовной ответственности.

 Положительно ответили на вопрос 14 (Влияют ли на формирование ваших убеждений встречи с работниками правоохранительных органов?) – 23% учащихся. Отвечая на вопрос 15 (для анализа берётся во внимание первый ответ учащихся) «Откуда в большей степени  получена Вами правовая информация?», 45% учащихся выбрали СМИ, 60% учащихся выбрали ответ «учебное заведение», 19% респондентов получают правовую информацию из иных источников, 6% гимназистов получают информацию в семье. 50% учащихся считают необходимым повышение уровня своей правовой культуры (анализ ответов на вопрос 16). Результаты анкетирования подтверждают повышение уровня правовой культуры учащихся старших классов.

Для подведения итогов деятельности по правовому просвещению учащихся старших классов гимназистам 9-11 классов предложена «Методика неоконченных предложений» в сентябре  2017 г. В эксперименте участвовали 85 учащихся. Анализ результатов исследования показал, что 90% респондентов дали правильные формулировки предложенных понятий, что подтверждает правовую осведомленность участников эксперимента.

Участникам эксперимента также предложена «Методика уточняющего собеседования», включающая следующие вопросы:

1.  Для чего, по вашему мнению, человеку необходимы правовые знания?

2.  В случае возникновения сложной жизненной ситуации обратитесь ли вы в правоохранительные органы?

3.  Достаточно ли у вас правовых знаний для того, что бы самостоятельно защищать свои права и законные интересы?

4.  Желаете ли вы принимать участие в охране общественного порядка?

Анализ результатов исследования «Методика уточняющего собеседования» продемонстрировал достаточно высокий уровень правосознания учащихся.

Выводы

Проект по формированию правовой культуры учащихся старших классов гимназии включает:

1.        Программы формирования правовой культуры учащихся старших классов, целью которых являлось создание оптимальной развивающей и обучающей среды для формирования правовой культуры.

2.        Учебно-методическое обеспечение процесса формирования правовой культуры старшеклассников, осуществляемое по многообразным направлениям деятельности (деятельность кружка «Юные друзья милиции», деятельность лидеров ученического самоуправления, волонтерских групп учащихся, учебная деятельность, проведение месячников правовых знаний в гимназии, тематических классных часов, профориентационная деятельность и др.).

Внедрение проекта по  формированию правовой культуры учащихся старших классов в учебно-воспитательном процессе гимназии №50 г. Минска позволило повысить уровень правовой культуры гимназистов, их правосознания и правомерного поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Азаров, Ю.Н. Искусство воспитывать: кН. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. / Ю.Н. Алексеев. - М.: Просвещение, 1985.

2.     Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С.Алексеев. - М: Юрид. лит., 1981.

3.     Алексеев, П.В. Философия: учеб., 4-е изд., перераб. и доп. / П.В.Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

4.     Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками. / М.А.Алемаскин. - М., 1979.

5.     Арефьева, Г.С. Общество, познание, практика. /  Г.С.Арефьева. - М., 1988.

6.     Асмолова, А.Г. Личность как предмет  психологического   исследования.

7.      / Г.С.Асмолова. - М., 1984.

8.     Бабанский, Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. / Ю.К.Бабанский, Г.А. Победоносцев. - М., 1980.

9.     Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей / Государство и право. - 2005. - №2.

10.    Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. / В.Г.Баженов. - Киев, 1986.

11.    Байбородова, Л.В.Воспитательный процесс в современной школе: учебн. пособие. / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Ярославль, 1997.

12.    Барулин, В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир. / В.С.Барулин. - М.: Академический проект, Альма матер, 2007.

13.    Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: книга для учителя. / О.С. Богданова, С.В.Черенкова. - М., 1988.

14.    Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. научн. ред. и сост. С.Ю.Солодовников. МН.: МФЦП  2000.

15.    Бура, Н.А. Функции общественного правосознания. / Н.А.Бура. - Киев: Навуковая думка, 1986.

16.    Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. / Ю.В.Василькова. - М., 1996.

17.    Венгеров, А.Б. Теория государства и права. / А.Б.Венгеров. -  М., 1998.

18.    Вульфов, Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью / Социальная работа. - 1992.

19.    Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Социальные исследования. - 1999. - №4.

20.    Гущина, Н.А. Поощрительные правоотношения / Закон и право. - 2004. - №3.

21.    Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицина. - Ростов на Дону, 2005.

22.    Дубровский,  Д.И. Проблема идеального. / Д.И.Дубровский. - М., 1983.

23.    Ермаков, В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. / В.Д.Ермаков. - М., 1981.

24.    Закатова, И.Н. Социальная педагогика в школе. / И.Н.Закатова. - М., 1996.

25.    Захаров, А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. / А.И.Захаров. - М., 1986.

26.    Здравомыслов, А.Г. Общественное сознание и его формы. / А.Г.Здравомыслов. - М., 1986.

27.    Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. / А.Г.Здравомыслов. - М., 1986.

28.    Ивин, А.А. Социальная философия: уч. пос. / А.А.Ивин. - М.: Гардарики, 2003.

29.    Ильин, И.А. Мотив и мотивация. / И.А.Ильин. - М., 1999.

30.    Ильин, И.А. О сущности правосознания. / И.А.Ильин. - М., 1993.

31.    Калинская, В.И. Правосознание как элемент правовой культуры / В.И.Калинская, А.Р.Ратипов. - М., 1994.

32.    Караковский, В.А. Чтобы воспитание было успешным / - М., 1979.

33.    Карягина, О. Проблема подросткового возраста: психолого-педагогическое исследование / Классный руководитель: Научно-методический журнал. - 1997. - №5.

34.    Кедров, Б.М. Беседы о диалектике. / Б.М.Кедров. - М., 1983.

35.    Кейзеров, Н.М. Политическая и правовая культура. / Н.М.Кейзеров. - М., 1983.

36.    Кобликов, А.С. Юридическая этика: учебник для ВУЗов. / А.С.Кобликов. - М., 2000.

37.    Колосов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка. / Д.В.Колосов, И.Ф.Мягков. - М., 1986.

38.    Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Изд. Юрайт. - М.,1997

39.    Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. / И.С.Кон. - М., 1989

40.    Кон, И.С. Психология старшеклассника. / И.С.Кон. - М., 1980

41.    Кон, И.С. Социология личности. / И.С.Кон. - М., 1967.

42.    Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005.

43.    Крайг, Г. Психология развития. / Г.Крайг. - М., 2001.

44.    Лазарев, В.В. Общая теория права и государства. / В.В.Лазарев. - М. 2000.

45.    Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н.Леонтьев. - М., 1975.

46.    Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков. / И. В. Макаренкова, А.В.Мисько. -  М., 1998.

47.    Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников./ Т.Н.Мальковская. - М., 1988.

48.    Маслоу, А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. / А.Маслоу. - М., 1982.

49.    Маслоу, А. К психологии бытия. - 2-е изд. / А.Маслоую - Нью-Йорк: ВАН НОСТРА, 1968.

50.    Методика и опыт работы социального педагога / под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2001.

51.    Махов, Ф.С. Подросток и свободное время. / Ф.С.Махов. - Л., 1982.

52.    Мудрик, А.В.  Личность школьника и ее воспитание в коллективе. / А.В.Мудрик. - М., 1983.

53.    Мудрик, А.В. Социальная педагогика. / А.В.Мудрик. - М., 2002.

54.    Назаренко, Г.В. Теория государства и права. Учебное пособие: 2-е издание, дополненное и переработанное. / Г.В.Назаренко. - М. Изд. "Правовая книга плюс", 2000.

55.    Никитин, А.Ф. Что такое правовая культура? / А.Ф.Никитин. - М.: Просвещение, 1988.

56.    Оксамытный, В.В. Теория государства и права. / В.В.Оскамытный. - М.:Изд. "ИМПЭ-ПАБЛИШ", 2004.

57.    Певцова, Е.А. Правовое воспитание и формирование правового правосознания в России / Журнал российского права. - 2003. - №3.

58.    Подобед,  А.С. Техника ораторского мастерства. / А.С.Подобед. - Минск, 2001.

59.    Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2004.

60.    Русинов, Р.К. Правосознание и правовая культура. Теория государства и права: учебник для ВУЗов. / Р.К.Русинов. - М.,1997.

61.    Сальников, В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Демократия и законность. В.П.Сальников. - Самара, 1991.

62.    Сорокин, В.В. Правосознание в переходный период общественного развития / Журнал российского права. - 2003. - №10.

63.    Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. проф. М.Н.Марченко. 2-е изд., перер. и доп. ЗЕРЦАЛО ТЕИС, 1996.

64.    Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997.

65.    Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗов и факультетов. / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М.: Изд. группа ИНФРА*М-НОРМА, 1997.

66.    Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.

67.    Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. / В.Н.Хропанюкю. - М. "Юристъ", 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся

1.  Что такое аморальный поступок?

2.  Кто устанавливает вину и признает человека виновным?

3.  Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

4.  Какая ответственность предусмотрена за употребление алкогольных напитков несовершеннолетними?

5.  С какого возраста наступает уголовная ответственность?

6.  Какие вопросы может рассматривать КДН?

7.  Является ли распространение или передача наркотических средств несовершеннолетними юридически наказуемой? Виды наказания.

8.  Какова функция органов опеки и попечительства?

9.  Какова функция адвоката?

10. Что включает понятие «политические права»?

11. Что такое социальные права?

12. Что входит в понятие «гражданские права»?

13. Назовите причины наступления уголовной ответственности.

     14.Влияют ли на формирование ваших убеждений встречи с работниками       правоохранительных органов?

15.Откуда в первую очередь получена Вами правовая информация?

-СМИ,

-«учебное заведение»,

-из иных источников,

-в семье.

16. Считаете ли вы необходимым повышение уровня своей правовой культуры?

 

 

 

АНКЕТА

участника районного

конкурса лидеров «Супер Тройка» среди членов ОО «БРПО», для старшего вожатого пионерской дружины

 

п/п

Сведения о конкурсанте

1.

Фамилия

Марченко

2.

Имя

Алёна

3.

Отчество

Леонидовна

4.

Дата рождения

полных лет

22.02.1988, 30 лет

 

5.

Контактный телефон (код оператора)

+375 33 353 97 92 (мтс)

6.

Контактный e-mail при наличии

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

7.

Образование

БГУКИ, высшее

8.

Дата окончания

2016

9.

Место работы

(полное название учреждения)

ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени гимназия №50 г.Минска»

10.

Почтовый адрес с указанием индекса

г. Минск, ул. Киселева, д.9,
220029 Республика Беларусь

11.

Должность

педагог-организатор

12.

Общественная должность

вожатый дружины

13.

Педагогический стаж

3,5 года

14.

Стаж в должности

2,5

15.

Стаж работы в ОО «БРПО»

1,5

16.

Педагогическое кредо (вожатого)

Всё будет хорошо!

17.

Список имеющихся публикаций с указанием на источник и сроки опубликования

Пока нет

18.

Сведения об участии в профессиональных конкурсах, сроки проведения, результативность

-

19.

Сведения об участии в экспериментальных / инновационных проектах

Участие не принимала

20.

Сведения о предоставленных грантах, наградах (название, дата присуждения)

Пока нет

21.

Личная дополнительная информация (по усмотрению конкурсанта)

-

 

С Положением о проведении республиканского конкурса
«Супер Тройка» ознакомлен и согласен.

ознакомлена

22.

Дата заполнения

29.01.2019

23.

Подпись

 

           

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Марченко Алёна Леонидовна, родилась 22 февраля 1988 года, в городе-герое Минске. В школу пошла в 1995 году. За время учёбы занималась в центре дополнительного образования в студии рукоделия (вязание, вышивка). Занималась бальными танцами в ДК «Железнодарожников». В 2007 году закончила Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности культуролог (менеджер социальной и культурной сферы). За время учебы состояла в профкоме студентов. Сотрудничали с детским социальным приютом. Активно занимались организацией творческих мероприятий, концертов. После окончания университета работала с детьми, имеющими особенности в развитии. Долгое время работала в Минском суворовском военном училище.

Педагогом работаю 2 года. Педагогом-организатором 3,5 года.

Увлекаюсь велоспортом.

Эссе "Путь к успеху"

Педагог – это человек, который каждый день учит простым жизненным истинам: доброте, любви, дружбе; воспитывает у ребенка лидерские качества: ответственность, целеустремленность, активность. Объясняет, как вести себя в обществе: быть вежливым и благоразумным, как быть коммуникабельным, энергичным, добросовестным и отзывчивым человеком!

Вожатый - это профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, потому что это призвание, состояние духа. Вожатый всегда рядом с детьми. Вожатый в детском коллективе - духовный наставник детей, формирующий их мировоззрение.          Вожатый – это строгий воспитатель и родные, папа и мама. Вожатый – это и взрослый, и ребенок одновременно. Это работа заставляет нас оставаться детьми. Жить с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем и открытой душой. Нам доверено самое дорогое: жизнь, здоровье, воспитание юного поколения. Это почетно быть во главе ребячьего коллектива, быть вперед смотрящим! Почетно, но трудно! На нас равняются, с нас берут пример, поэтому много надо уметь, надо многому учиться!  

Я никогда не думала, что моя работа будет связана с детьми. Я видела себя во всех сферах профессиональной деятельности, но не в образовании. В какой бы сфере я не работала, все дороги вели меня к детям). Но, видимо, где то наверху всё решили за меня. И с тех пор как я начала работать с детьми (МСВУ, социальный центр, гимназия), я поняла, что это моё. Для меня работать с детьми это каждый день получать огромное количество положительных эмоций, энергии, сил. Это развитие своих творческих способностей, учится у них (дети 21 века – это огромный источник новых знаний), открытие в себе новых возможностей. Я благодарна своим детям, что они открыты для меня, доверяют мне и всегда готовы мне помочь! Мои ребята САМЫЕ ЛУЧШИЕ!!!

Главное, я считаю, стать знающим свое дело, любящим детей, их старшим другом, хорошим специалистом. Нести в детский коллектив жар своего детства, высокую нравственность, ум, талант, волю, славные традиции нашей Родины.